Как можно познакомить ребенка с разными профессиями?
Не будешь маму слушаться, тогда дяденька милицонер тебя заберет.
Будешь плохо учиться, будешь на рынке рыбой торговать.
Плохо закончишь школу, пойдешь коровам хвосты крутить.
Так начинали знакомить детей с различными профессиями лет 10-20 назад, попросту обесценивая их, навешивая ярлыки неуспешности.
А есть ли правильные алгоритмы знакомства с профессиями?
Безусловно, знакомство ребенка с профессиями начинается с родителя и с мира вокруг нас. Какие ценности провозглашаются и поддерживаются в семье, так он и будет относиться к миру. В семье врачей с большей долей вероятности вырастет врач, у педагогов – учителя или руководители и т.д. Если, конечно, речь не идет о протесте ребенка, когда он «не будет как мама/папа» назло.Каждый день мамы с колясками встречают на своем пути людей различных профессий. Водитель, продавец, воспитатель, учитель, машинист, а еще можно придумать свою профессию. Когда, если не в детстве, побыть пилотом воздушного шара, автором записок для печенья с предсказаниями? Не останавливайтесь на стереотипах. Когда-то мы и не предполагали, что будут такие профессии, как биохакер или киберполицейский. Может, их когда-то просто намечтали?
Так как же познакомить детей с профессиями, которые окружают нас каждый день. Возможно, что вы знакомите ребенка с будущим, а чтобы потом не пришлось утешать взрослое чадо на кухне в связи с неправильно выбранным вузом, рассказать о профессиях максимально правдиво со всеми подводными камнями и сложностями, которые могут встретиться на пути становления в профессии. Бывает, что молодежная аудитория совершенно не знает о наличии каких-либо профессий в принципе. В обществе не акцентируется на этом внимание, а сами они и не думают, что какую-то работу может кто-то выполнять. Для них это – само собой разумеющееся. И тогда появляется вопрос, а как вообще определить, кем ему быть и какая область/отрасль знаний станет успешной и комфортной?
Почему необходимо знакомить ребёнка с миром профессий?
Если дети садиковского возраста обычно хотят быть врачами, учителями, актерами, парикмахерами, то дети школьного возраста, с уже расширенным кругозором и четким представление о профессиях предпочитают сферу айти, юристов, банкиров.
С недавнего времени в российских школах начались уроки по профориентации, на которых школьники могут познакомиться не только с профессиями и но и с собой в этой профессии. Узнать, чем занимаются взрослые целый день очень ценно. Это помогает, прежде всего, научиться уважать чужой труд, а если школьник не только увидит, но и попробует профессию изнутри ему захочется сберечь и сохранить.
Когда нужно начинать знакомить ребенка с профессиями?
Как только ваш ребенок понял, что вы уходите на работу. Для начала расскажите своему ребенку, кем работаете вы и как проходит ваш рабочий день, каких успехов вы добились, и каков результат вашей рабочей деятельности. Так ребенок поймет ценность и важность профессии.
Что же делать с профессиями, которые не встречаются в жизни?
Биологи и химики, технологи и инженеры, сотрудники АЭС. НА помощь придут настолки. Поиграйте вечером с семьей в настольную игру по профессиям.
Если брать во внимание нейро-психологические моменты в выборе профессии, то тут надо смотреть глубже. Поэтому мы обратились к психологу Лидии Алексеевой, и вот какие советы дала родителям практикующий психолог.
1. Нужно внимательно смотреть, что говорит (пусть даже еще и невнятно) малыш до 5 лет. В этот период бессознательное еще открыто, отсутствует чувство страха и поэтому он позволяет себе мечтать о чем угодно. Единственный момент: не стоит воспринимать это буквально. Он же еще не обо всех профессиях знает в принципе. И если говорит, что хочет стать спасателем, то это не обязательно работа в МЧС. Это может быть и врач, и сотрудник правоохранительных органов, и лифтер. Нужно обратить на это внимание и запомнить. В дальнейшем это будет важной характеристикой.
2. Необходимо понимать тип темперамента ребенка. Для каких-то профессий необходима скорость реакции, для других – выполнение монотонной работы, для другой – творческий подход. То же самое касается и коммуникативных навыков. Один с удовольствием заболтает вас, а другой и двух слов не проронит. И тот, и другой могут работать сфере айти, например. Только первый – ярко выраженный продажник или креативный продюсер, а второй – программист.
3. Ведущий тип интеллекта. Одних знаний не достаточно. Не все знают, что у человека несколько десятков разновидностей (типов) интеллекта. И тот, который ведущий, - будет определяющим фактором в выборе профессии. Логико-математический интеллект – это точные науки, пространственный -архитекторы, дизайнеры, природный – работники сельского хозяйства, агрономии, зоологи, творческое мышление предполагает решение творческих задач и так далее. При этом не стоит забывать также и об эмоциональном, социальном интеллекте (умение взаимодействовать с социумом). Для определения большинства есть тесты или специалисты.
4. Личный пример родителей. Успешный пример родителей и генетическая предрасположенность может стать системообразующим фактором.
5. «Модные» профессии. Не стоит бояться «модных» профессий таких как блогерство. Пусть ребенок попробует. Развить свой блог – это огромный труд! И «с кандачка» не получится этого сделать. Ребенок либо расстроится, либо забросит эту идею напрочь. А, может, у него действительно «пойдет» и тогда какая разница.
Разумеется, важно и то, как относятся родители к тем или иным профессиям, насколько они осведомлены о рынке труда, как вообще преподносится информация об этом в обществе, где все живут. Если в горах все пасут овец, то какова вероятность, что ребенок «спустится» и станет лауреатом нобелевской премии? Такие примеры есть, но мы этих людей знаем в лицо и их число ничтожно мало.